No Image

Советские ковры в современном интерьере

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

Ковер в интерьере тема обширная и интересная, но на прошлой неделе для меня она представилась с неожиданной стороны. Сначала я написала статью, которую вы можете прочитать ниже, из которой для портала Lenta.ru были взяты два абзаца.

Потом со мной связались представители телевизионного канала «Москва24» и попросил дать комментарий на ту же самую тему – про тренд на возвращение советских ковров в современные интерьеры.

А буквально на следующий день после этого позвонили с Радио России.

И хотя комментариев на тему «Его ворсейшества» было сделано много, но я считаю, что тема не была раскрыта полностью в виду краткости предложенных форматов. Поэтому, предлагаю Вам познакомится с изначальной статьей на тему советских ковров, с которой все началось.

Ковер как символ СССР

Мавританская гостиная в доме купца Стахеева на Бауманской улице

В конце XIX века у зажиточных людей в моде была эклектика (она же историзм). Когда они строили себе особняки, то разные комнаты оформляли в разных стилях: например, бальный зал в греческом стиле, малая гостиная в стиле рококо, столовая или музыкальная комната – готика, и так далее. Это можно наблюдать и сейчас в сохранившихся до наших дней московских и петербургских особняках того времени. Так вот, непременным атрибутом такого особняка была комната в восточном стиле (часто мавританская).

Она позиционировалась как мужская гостиная, иногда сигарная или бильярдная, и скорее отражала представление архитектора о роскоши мусульманского мира, чем воспроизводила реальные черты восточных интерьеров. В такой комнате непременно должны были быть ковры. Ими могли устилать полы, мебель, вешать на стены. Часто в такой комнате выставлялась коллекция оружия или экзотических восточных ценностей.

Источник фото: 4.bp.blogspot.com

Восприятие ковров и хрусталя как символов роскоши пришло в советские массы именно из буржуазных особняков. Кстати, оттуда же пришла местечковая манера называть гостиную залом и кружки — бокалами. Они не могли повторить гипсовую лепнину, ткань или тистеную кожу на стенах, как это было в городских особняках высших сословий, но вот ковры были вполне доступны. А еще можно было имитировать хрустальную люстру типичной для тех времен люстрой-каскадом, составленной из соединенных в палочки шестигранных элементов и подходящей для низких потолков в хрущевках. Я думаю, что ковры теплых оттенков выбирали именно по аналогии с мавританскими или персидскими комнатами предыдущей эпохи. Ведь почти все они красно-черные или красно-коричневые, редко встретишь синие или фиолетовые оттенки.

Конечно, ковер на стене имел не только статусно-эстетическое, но и практическое значение: поглощал звуки, берег от грязи и потертостей обои в том месте, где к стене мог прислониться сидящий на кровати или на диване человек. Манера вешать ковер не где-нибудь, а именно над кроватью, объясняется очень просто.

Во-первых, кровати ставили не так, как сейчас, изголовьем к стене, а вдоль стены. Скорее всего, это было связано с шириной комнаты в хрущевках: по СНиПам 1957 г площадь спальни на одного человека составляла 6 кв.м., на двоих — 8 кв.м. В комнате такого размера поставить кровать иначе, кроме как прижав ее к стене, невозможно. Таким образом, сидящий или лежащий на кровати непосредственно касался жесткой стены. Такая близость не особенно приятна, к тому же, она способствовала ускоренному старению обоев в этом конкретном месте. Если вместо обоев стены были просто побелены, то у спящего были все шансы проснуться белым, так как побелка в основном была некачественной, и от этого ковер тоже защищал. То есть ковер выполнял роль продольной спинки.

Источник фото: Яндекс Картинки

Во-вторых, над кроватью был самый большой кусок незанятой стены: вдоль другой стены во всю высоту стояла стенка или шкаф, так что, по сути, больше его и приспособить было некуда. Та же логика применима и к гостиной, если таковая имелась: ковер шириной от 2 метров можно повесить только над диваном и больше нигде, так как напротив стоит стенка и телевизор. Место за диваном и сейчас остается самым зрелищным в небольших гостиных: там располагают настенный декор, красивые бра.

Теперь о том, почему в советские времена ковры не клали на пол. Предполагаю, что связано это с их ценой. Можно сколько угодно смеяться над советским вкусом, однако ковры в основном были шерстяные и с детальной проработкой рисунка. По крайней мере, в детстве я видела у нас в квартире именно такие, да и в гостях они были не хуже. С уверенностью могу утверждать, что в наши продвинутые времена синтетику с не пойми как сделанным рисунком, который распадается на бежевые и коричневые точки, покупают очень многие. Я наблюдаю эту печаль примерно в 60% случаев во время разовых консультаций, которые я провожу как дизайнер. В советские времена шерстяной ковер мог стоить от трех зарплат среднего инженера, в наши, если говорить именно о шерсти, мы говорим о сумме от 100 тыс. А тогда надо было еще и где-то его доставать, это вам не просто в магазин пришел и купил. По-моему, ничего удивительного в том, что такое чудо не хотели класть под ноги и собирались передавать по наследству.

Читайте также:  Сдобный хлеб что это

Любителей кричать о моветонности настенного советского ковра немало, что и неудивительно, ведь мода на них давно прошла и теперь его воспринимают как «символ тягот, нехваток и очередей». Но я бы не спешила так однозначно его клеймить. В советском ковре есть своя прелесть: она кроется в его теплых празднично-красных оттенках, в переплетении растительных орнаментов, в нерусской экзотике, которая за образами советского прошлого стерлась из памяти.

Один из вариантов гостиной для проекта «Прованс»

Я думаю, что многие выбирали и вешали такие ковры, чтобы утеплить интерьер не физически, а визуально, добавить уюта и ярких красок в наши серые северные будни. В какой-то степени выходило даже лучше, чем сейчас. Многие мои клиенты категорически не приемлют синие и зеленые цвета в интерьере, так как воспринимают их как слишком холодные. Исключение составляют оливковые цвета, которые по пути из магазина на объект неведомым образом превращаются в болотно-илистые и придают стенам общее ощущение немытости, чтобы не сказать, плесени. Красный цвет – табу для всех моих клиентов без исключения. Он ассоциируется с агрессией, с кровью, напрягает. А ведь это исконный, культурно наш, цвет, цвет радости и праздника. Синий сейчас – нельзя, красный – нельзя, а что можно?

В результате современные интерьеры получаются полностью бежевыми, аномально спокойными и монотонными, как будто люди, которые в них живут, буйно помешанные и очень хотят, чтобы их успокоили. Уверяю, что разнообразия в сегодняшних среднебюджетных интерьерах не больше, чем было во времена СССР, несмотря на все развитие СМИ и изобилие рынка. И сегодня, как тогда, люди хотят добиться в своем жилье как можно большего тепла, что приводит к общей «пережаренности» интерьера. Но по крайней мере, советские граждане имели смелость добавить красный, чего от души желаю всем любителям бежевого.

Проект гостиной в псевдорусском стиле с ковром

Между прочим, русские мотивы активно используются зарубежными дизайнерами для создания различных коллекций для дома, в том числе коллекций ковров. Например, немецкий дизайнер Ян Кат (Jan Kath) в 2012 году выпустил серию под названием «From Russia With Love», осовременив цветочные мотивы Тюменской области и южных советских республик.

Источник фото: bozarts.eu

Ковры на стене теперь с успехом заменяют обои с рисунком. Принято комбинировать зоны, выклеенные более активным орнаментом, с однотонными или почти однотонными компаньонами. Принцип тот же, что и у ковров: понятно, что клеить орнамент за шкафом бесполезно, гораздо выигрышнее он смотрится за изголовьем или за диваном. Так как жилые комнаты обычно больше (средняя площадь спальни 13-15 кв.м.), выбор зон разнообразнее, чем был раньше, есть и другие стены, не заставленные мебелью, например, стена напротив кровати, которую приятно рассматривать, откинувшись на подушки, или стена за телевизором, не заполненная шкафами. Обои – более бюджетный и менее долгосрочный вариант и хорошая замена коврам.

Для людей с более глубоким карманом и взыскательным вкусом, существуют другие материалы, которыми можно украсить отдельные участки стен. Например, настенный деревянный шпон или т.н. гибкий камень, даже плитка, хотя с ней в жилых комнатах стоит обращаться осторожнее. Еще один интересный вариант – настенные фрески, авторские росписи или гипсовые рельефы. Все это к услугам хозяев вместо ковров на стене.

Примечательно, что, оформляя стены несколькими видами обоев или штукатурки, владелец квартиры получает дополнительные возможности по отношению к тем, кто когда-то вешал на стены ковер. Даже когда определенная зона уже выделена орнаментом, вы можете дополнить ее либо картинами, либо фотографиями, либо другим настенным декором. Если вы не промахнулись в сочетаниях, это придаст комнате приятную многослойность, покажет, как вы любите свой дом и заботитесь о каждой мелочи.

Читайте также:  Сериалы с красивыми актерами в главной роли

Есть своя парадоксальность в том, что изначально в мавританских гостиных стены тоже были многослойными: на ковер вешали холодное или огнестрельное оружие. В советские времена данный принцип забылся, и ковер стал единственным декоративным слоем. А теперь у нас вновь есть возможность играть, накладывать один слой на другой: обои с рисунком на фоне остальных однотонных стен, а декор — сверху. Правильно говорят, что все уже было изобретено до нас, просто что-то мы забываем, что-то вспоминаем. Не удивлюсь, если еще лет этак через пятьдесят настенные ковры и хрусталь снова войдут в моду.

Понравилась статья? — Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий

У меня дома сохранилось несколько старых ковров еще советских времен.

После ремонта долго размышляла, как с ними поступить. Выбросить, хранить или использовать? Впишутся ли они в мой стильный и современный интерьер?

Будучи на мебельной выставке в Италии, я случайно познакомилась с талантливым декоратором из Америки, которая просто без ума от винтажных ковров.

Келли Виттенг в 2014 году основала галерею Frances Loom, вещи для которой она выбирает сама. Главным действующим лицом любых экспозиций в ее галерее является старый ковер. Также девушка ведет блог, в котором рассказывает о том, как вписать старый ковер в современный интерьер.

Ковры в интерьере

Пообщавшись с Келли, я для себя решила, что не стоит отказываться от ковра в декоре интерьера. Ведь он может не только дополнить и украсить помещение, но и стать центральным элементом в оформлении комнаты. А тем более старый ковер, который хранит в себе историю.

Редакция «Цветик-семицветик» подготовила для тебя 11 идей, которые помогут органично вписать старый ковер в любой интерьер.

Ковер — это душа комнаты. Гармонично вписанный в пространство, он способен сделать дом по-настоящему уютным, создать настроение.

Подбирая для интерьера ковер, помни: он должен соответствовать стилю интерьера. Неяркий ковер в сочетании со светлой мебелью станет отличным решением для интерьера в экостиле.

Винтажный ковер может вписаться практически в любой стиль интерьера. К потрясающему результату порой приводят самые неожиданные сочетания.

Советский ковер хорошо впишется в лофт: и в индустриально-промышленный, и в современный лаконичный.

Если ты любительница скандинавского стиля, не спеши списывать старый бабушкин ковер. В подобных интерьерах состаренные вещи прекрасно сочетаются с ультрасовременной модной мебелью.

Для пространства, отличающегося простотой и умеренными красками, ковер — отличный повод добавить цвета и разнообразия.

Постели в центре комнаты большой ковер с ярким отчетливым рисунком, и он сделает интерьер более законченным.

С помощью ковра можно визуально расширить пространство помещения. Для этого размести ковер не у стены комнаты, а оставляя около полуметра свободного места. Пусть ковер обрамляет полоска паркета или ламината.

Чтобы старый ковер стал полноправной деталью обновленного интерьера — повтори его рисунок в других декоративных элементах.

Например, в обивке мебели и подушек, а также в картинах. За счет подобной акцентной игры интерьер комнаты приобретет завершенный вид.

А вот винтажные дорожки выполняют не только декоративную функцию, но и разделяют помещение на две функциональные зоны. Например, отделяют рабочую зону кухни от столовой.

А как тебе применение ковра в детской комнате? Очень уютно, не правда ли?

С помощью грамотно подобранного ковра можно подчеркнуть особенности планировки комнаты. Для открытого пространства лучше всего выбрать большой ковер с центральным медальоном. А для маленького помещения, напротив, подойдет ковер с мелким орнаментом или вообще без него.

А вот интересная идея размещения небольшого винтажного ковра на уже имеющемся мягком покрытии. Достаточно оригинальное решение!

Большой винтажный ковер станет просто идеальным дополнением не только комнаты в квартире, но и в торгового помещения. Мне очень нравится эта идея размещения ковра в обувном магазине.

СОВЕТ РЕДАКЦИИ

Не выбрасывай свой старый ковер! Он может дополнить и украсить интерьер, стать ярким элементом в оформлении комнаты. Он может подчеркнуть особенности планировки, визуально расширить пространство и стать фокусной точкой всего помещения.

Главное, помни, что мелкий рисунок хорошо воспринимается вблизи и даже фоново, а для крупного рисунка нужны простор и расстояние для восприятия.

Читайте также:  Рисовый суп с фрикадельками из фарша

Посмотри на свой винтажный ковер другими глазами, прояви фантазию — и ты обязательно найдешь новое нестандартное решение!

Поделись с друзьями этими замечательными идеями по улучшению интерьера с помощью старого ковра!

На «свалке истории» или все же в интерьере?

Если разобраться, ковры всегда были мерилом благосостояния. В Средней Азии ими давали приданое за невесту. В СССР по наличию шерстяных ковров негласно определяли достаток семьи. А после развала Союза их отсутствие (и наоборот — присутствие в дом синтетического ковролина) вдруг стало приметой «интерьера на уровне».

Но мода развивается циклично. Сегодня винтажный шерстяной ковер из Ирана, Афганистана, Пакистана и Азербайджана снова показатель того, что вы разбираетесь в трендах. Как найти правильный?

Как убедиться, что у вас ковер (а не барахло)?
Далеко не каждый советский ковер действительно ценен. Есть четыре критерия, по которым можно быстро определить, стоит ли он внимания и денег.

1. Состав: натуральная шерсть
Советские фабрики массово производили синтетические ковры со схожими узорами из ПЭТ-волокна и других полимеров. Выдергиваем ворсинку и поджигаем. Если ворс из ковра не горит, а плавится, значит, ценность изделия нулевая.

2. Вес: более 1,5 кг/кв.м
Формально плотность ковров измеряется в тысячах узлов на квадратный метр, но есть более простой способ ее определить: взвесьте изделие, а потом разделите полученную массу на площадь в квадратных метрах. Если квадратный метр весит менее 1,5 кг — плотность изделия слишком низкая для ценного экземпляра из Ирана, Афганистана или Азербайджана. Такой старый ковер не тянет на «главную роль», но может использоваться как вспомогательный в не самых ответственных зонах.

3. Рисунок: четкий, без размытых границ
Сейчас речь про геометрические орнаменты — смотрите на края. Если они не размыты, и рисунок четкий, значит, изделие соответствует нашим требованиям. Если же узор неясный, ковер либо неправильно чистили (и он полинял), либо изначально он был плохо окрашен.

4. Состояние: не поеденный молью
Мы сейчас не говорим про искусственно состаренные экземпляры, где следы жизни и времени — элемент дизайнерской концепции. Но обсуждаем ковры из бабушкиного чулана. Итак, е сли на поверхности есть «съеденные участки», данная вещь уже не подлежит восстановлению.

Важно: Если старый ковер отвечает всем перечисленным критериям, но кое-где имеет незначительные дефекты (например, потертости или деформации из-за того, что на нем исторически стояла мебель, это можно исправить. Вызовите профессиональную чистку на дом).

5. Происхождение
Восточные шерстяные ковры объединяют разные по стилю и орнаменту модели. Мы описывали их подробно в материале по ссылке ниже.

Довольно частый и допустимый сценарий — обеденная группа на ковре. Так вот, ковер должен лежать так, чтобы при отодвигании стульев его край не задирался. Поэтому сзади должно быть достаточно места, чтобы все четыре ножки отодвигаемого стула остались на ковровом покрытии.

Совет: Цифры «площади стола с запасом на выдвижение» есть в любом справочнике по эргономике. Значит, если набрать в поисковике «размер стола со стульями эргономика» и выбрать поиск по картинкам, вы без труда найдете искомый размер ковра под ваш стол и количество стульев.

От чего оттолкнуться при поиске нового ковра?
Итак, вы определились, какой размер вам нужен — осталось найти ковер подходящего декоративного сюжета. Какого? Зависит от стиля вашего интерьера.

Лофт. В индустриальных интерьерах задача ковра — уравновесить брутальную отделку. Ковер должен быть главным героем, размещать его нужно в центре, акцентируя на нём внимание. Можно положить даже несколько ковров.

А что если ковер у вас есть — добротный, бабушкин? Получается, что цвета, размеры, сюжет даны по умолчанию. Стоит ли выстраивать интерьер вокруг ценного экземпляра? Можно и так. А можно просто выбрать для ковра подходящее место, не обращая внимания ни на какие теории дизайнеров. Если это действительно качественный ковер, отвечающий всем указанным в статье требованиям, интерьер с ним в любом случае станет приятнее, уютнее и лучше, чем без него.

ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Вешать ковер на стену — стыдно или модно?

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А как вы относитесь к восточным шерстяным коврам? Используете ли советские ковры в современном интерьере? Покажите нам фото ваших ковров в разделе комментариев под статьей!

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Кулинария
0 комментариев
No Image Кулинария
0 комментариев
No Image Кулинария
0 комментариев
No Image Кулинария
0 комментариев
Adblock detector