No Image

Семья учит нас играть по правилам эссе

7 просмотров
21 января 2020

Учебный год: 2012 / 2013

Автор: Бареев Олег Наилевич, 9-й класс

Руководитель: Молчанова Светлана Владимировна, учитель истории, обществознания и права

Материалы работы: 603493.7z * (38,9 МБ)

Описание работы:

В своей работе мы рассматриваем проблему перенимания подростками вредных привычек от своих родителей. Целевой группой нашего исследования являются подростки от 10 до 17 лет. Цель проекта – воспрепятствование формированию различных вредных привычек у подростков. Практическая значимость работы состоит в том, чтобы пробудить у родителей ответственность за культуру речи и поведения своих детей, помочь определить некие правила поведения, по которым родители должны жить в пример детям.

Порядок знакомства:

1. текст работы
2. презентация до 14 слайда
3. видео

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью обще­ство предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. (Вспомните основные виды социальных норм.)

Напомним, что процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрас­те. Известно немало случаев, когда дети в силу разных при­чин были резко ограничены в общении с окружающими людь­ми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.

Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавли­ваются его отношения с матерью, а затем с другими близ­кими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры — кем только вы в них не побывали! — строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки — «в доч­ки-матери».

В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него разви­вается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.

Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — иг­ры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое все­ми. Возникает основа для начала довольно длительного про­цесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих иссле­дователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация

взрослого человека — это освоение им новых социальных ро­лей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в ма­лой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, ба­бушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первич­ный социальный статус. В традиционном обществе она оп­ределяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе со­циальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в даль­нейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.

Как правило, родители стараются быть достойными вос­питателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препят­ствующих полноценной социализации ребенка, к сожале­нию, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвер­гаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрос­лые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определен­ная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном со­гласии, а не на зависимости.

Читайте также:  Салат с корейской морковью и чесноком

Одним из главных социализаторов каждого человека в современном обществе является школа. Это оказалось воз­можным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через сис­тему учебных занятий, организованных форм общения уча­щихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их ос­воению.

Долгое время в школьном образовании господствовало от­ношение к ученику лишь как к объекту педагогического

воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Се­годня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресур­сы и возможности — важнейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынеш­ний школьник проводит перед экраном телевизора, вероят­но, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы опре­деленной группы лиц, а не общества в целом или государ­ства. Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (от лат. manus — рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т. е. неявного, неза­метного для того, на кого оказывается воздействие, побуж­дения его к определенным действиям, настроениям, отно­шению. Подробнее о том, как средства массовой инфор­мации влияют на личность, мы поговорим в следующих параграфах.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 952 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семьи, конечно, есть родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически в течение всей ее жизни. В индустриальном обществе социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи очень существенный.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети могут оказаться заброшенными из-за безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена работать; могут подвергаться насилию, нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого поведения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всем следующей жизни человека. В подростковом возрасте влияет на социализацию личности группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений – равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но, вместе с тем, в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости.

Одним из главных "социализаторив" каждого человека в современном обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стала не только доступной, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка на основные виды деятельности, готовит к их освоению.

Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику только как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор. определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение ею норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности – важнейшая задача школы.

Читайте также:  Рулет из лаваша со свежим огурцом

В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном телевизора, пожалуй, не меньше времени, чем по учебникам. Влияние СМИ уже далеко вышел за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях "в стране и мире". Из журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают нам разъясняют, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц, а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие соглашаются с тем, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (с лат. Manus – рука, в первоначальном смысле означает "ручное управление"), т.е. неявного, незаметного для того, на кого направляется воздействие, побуждения его к определенным действиям, настроений, отношение. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на личность, мы поговорим в одном из следующих параграфов.

Одной из сторон социализации является социальная адаптация. Слово "адаптация" происходит из латинского adapto – приспосабливаю. Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющимся социальной среды с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они отдают предпочтение тем, которые не требуют согласованной, совместной работы. Такие "раки-отшельники" – частые персонажи литературных произведений (попробуйте привести примеры).

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуща всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такого учреждения, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное заключается в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, который переехала из села, в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, оно предполагает и более активные формы воздействия на тех, кто "выбивается из общего ряда", нарушает традиционные формы сосуществования. Городская жизнь, при всей его скученности, значительно более анонимный и автономное. Люди, долгие годы проживают в одном доме или даже на одной лестничной площади, время незнакомые друг с другом. "Новом" городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно оно происходит при изменении социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, ее высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, нормы, устоявшиеся, ценности, но и в какой степени стремится изменить те, которые представляются ей несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации – это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформной (в переводе с латинского – подобный, согласен). Внешним выражением конфортно нередко служит послушание, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласна с групповыми нормами и ценностями Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Тип адаптации преобладает у вас?

Социальный статус. Социальная роль. Социализация. Социальная адаптация.

Авторитет. Престиж. Манипуляция.

1. Что такое социальный статус личности и чем он определяется?

2. Какие позиции включает прирожденный статус; статус, достигается?

3. Что такое социальная роль?

Читайте также:  Салат из куриных сердец и корейской моркови

4. Как связаны роль и статус?

5. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?

6. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?

7. В чем сущность процесса социализации?

8. Какова роль семьи в социализации личности?

9. Какое влияние на социальное становление личности делает школа?

10. Покажите противоречивое влияние на взгляды человека средств массовой информации.

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите прирожденный статус и статус, достигается. Какой из своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию различия статуса и роли.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлияли на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Назовите их

4. В социологии существует понятие "ресоциализация", что означает разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.

5. Дети – основные телезрители, поэтому на них обращено пристальное внимание рекламодателей. Существует точка зрения, согласно которой реклама детских товаров на телевидении формирует у человека с ранних лет потребительскую идеологию. Отсюда требование – запретить рекламу во время детских передач. Определите свое отношение добавленной позиции.

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, приобрести более высокого социального статуса. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут только дети из состоятельных семей. Какая из этих позиций вам видится более убедительной и почему?

Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должно быть готовым выполнить каждое из супругов. А как считаете вы?

Краткие выводы к разделу

1. На всех этапах развития в обществе существовали различные группы. Основные из них выделяются на основе разных критериев. О причинах возникновения социального неравенства и возможности его преодоления высказываются различные суждения.

2. Индустриализация и модернизация ускорили социальные изменения в обществе и повысили социальную мобильность населения. Семейные ценности сохранили свое значение в современном мире.

3. Социальные процессы, происходящие в нашей стране, сложны и противоречивы. Общество заинтересовано в проведении государством продуманной и результативной социальной политики.

4. Существование и прогресс человечества во многом зависят от национального взаимопонимания. Гуманистической направленностью отличается демократическая национальная политика, осуществляемая рядом государств, в том числе Украины.

5. Большую опасность для людей и человечества несет агрессивная националистическая политика, крайним проявлением которой является фашизм.

6. Молодежь – понятие не только возрастное, но и социальное. Переход нашей страны к рыночной экономике неоднозначно влияет на положение молодежи на рынке труда. Молодежная культура неоднородна, среди многих ее направлений является и антисоциальные.

7. Положение человека в обществе и обусловленная ею поведение характеризует с помощью понятий "социальный статус личности" и "социальная роль". Главную роль в процессе социализации личности, то есть усвоение им социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.

Вопросы для итогового повторения

1. Какие элементы образуют социальную структуру общества?

2. Чем определяется положение человека в обществе?

3. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют социальной мобильности?

4. Можно ли считать семью: а) социальным институтом; б) малой группой? Обоснуйте свой ответ.

5. В чем отличие национальной общности от других видов социальных общностей? Относится национальная принадлежность к врожденным статусных характеристик личности? Если да, то как с этим соотносится существующее в демократических странах право каждого человека лично определять свою национальную принадлежность?

6. В чем заключается процесс социализации личности? Социальные институты участвуют в этом процессе?

Комментировать
7 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Кулинария
0 комментариев
No Image Кулинария
0 комментариев
Adblock detector