Автор: Каргина Алёна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №962
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль речевого дыхания в развитие речи дошкольников.
Дата публикации: 20.03.2018
Раздел: дошкольное образование
Роль речевого дыхания в развитие речи дошкольников.
Казалось бы, что особенного в дыхании? Процесс автоматический, на
уровне инстинкта. Дышит ребенок – и слава Богу! Тем не менее, именно
дыхание лежит в основе не только звучания речи, но и всех звуков, которые
издает ребенок – смех, рыдания, стоны, крики, то есть, всех эмоциональных
функций жизнеобеспечения человека.
Различают три типа дыхания: верхнерёберный, грудной и грудобрюшной. У
детей по мере их физического развития постепенно формируется наиболее
оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.
Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания
осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное
энергетическая база для речевой системы. Периферические органы слуха,
дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между
собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Поэтому так важна
предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Что же такое речевое дыхание?
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий
мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои
особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм
эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже
возрастной нормы. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей
без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции,
активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха,
у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед
используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в
разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо
расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине
фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и
нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить
длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, поэтому речь становится
говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию.
лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию
речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к
реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза
идет отработка координации фонаторно -дыхательных механизмов, лежащих
в основе устной речи. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого
развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У
грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного развития.
простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой.
Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном
эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого
выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине
делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои
особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм
эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже
возрастной нормы. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей
без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции,
активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха,
у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед
используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в
разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо
расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине
фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и
нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить
длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, поэтому речь становится
говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Нормальное речевое дыхание у ребёнка вырабатывается с развитием речи.
Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики
формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование
разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения
результатов работа должна проводиться совместно с логопедом.
Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки
физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе
общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса.
способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения,
правильного речевого дыхания. (Пожиленко В.А)
При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями,
силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец
педагога, используя имитационную способность детей.
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
– вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот;
– вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они
неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
– в выработке длительного ротового выдоха;
– в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с
учетом его добора.
Внимание педагога, работающего с ребенком над выработкой правильного
речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах:
– во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;
– грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
– живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе – опускаться;
– во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;
– вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и
– сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
– говорить только на выдохе.
1.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития
речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.- М.: Изд-во ООО
«Книголюб», 2004. – 54 с.
2.Епифанова О.В. Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного
возраста. Выпуск 1. – Волгоград . : изд-во « Учитель-АСТ», 2004.- 67 стр.
3.Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на
развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М. :
Дыхание (лат – respiratio) – периодические движения грудной клетки, изменяющие ее объем и вызывающие возвратно-поступательное движение воздуха в дыхательных путях. Цикл физиологического дыхания состоит из вдоха, выдоха и паузы. В состоянии покоя дыхание равномерное: длительность вдоха равна длительности выдоха. В движении или процессе говорения эта пропорция нарушается, пауза задержки дыхания уменьшается или исчезает полностью (речь, бег, пение и т.п.).
Виды дыхания
Различают три основных типа дыхания:
• Грудное дыхание («ключичное» или «верхнее»).
При вдохе активно работает верхушка легких, поднимается и опускается ключица, при этом дыхание вялое. Наблюдается у детей плохо развитых физически, с ослабленным здоровьем, тугоухостью. Голос у ребят с таким типом дыхания слабый, прерывистый, с придыханием, в речи встречаются вялые непонятные звуки, а «Р», «Рь» произносят с трудом или не произносят вообще.
При таком дыхании сокращаются межреберные мышцы. При этом диафрагма, главная дыхательная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости, малоподвижна. Выдох недостаточно энергичный. Это наиболее распространенный тип дыхания. Для обыденной разговорной речи его объема и энергии бывает достаточно.
• Диафрагмальное или брюшное дыхание.
Воздух находится в нижней части легких, хорошо видно как на вдохе надувается живот. Этот тип дыхания распространен в основном у мужчин и необходим людям профессий, где использование голоса очень важно – певцы, актеры, ораторы, дикторы, политики, педагоги и пр. В других случаях развивать такой вид дыхания не имеет смысла.
Стоит отметить, что все нормально развивающиеся дети пользуются реберным дыханием вплоть до переходного возраста. В момент полового созревания девочки переходят на грудной тип дыхания, что связано с будущей беременностью и материнством.
Развитие дыхания
Развить дыхание одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что сейчас существует множество различных игрушек и игр, способствующих развитию. Наверняка в детстве вы надували мыльные пузыри или пускали в тазике парусник из щепки. Различные вертушки (ветряки), свистульки, дудки, задувание ватных шариков в «ворота» – все эти интересные и элементарные игры являются отличными упражнениями на развитие дыхания.
А трудно потому, что эти упражнения надо делать постоянно, ежедневно, хотя бы по чуть-чуть, уделяя буквально 5-10 минут времени, что требует некоторого терпения.
В процессе игр и упражнений важно, чтобы дети не захватывали воздух ртом, не захлебывались. Делали спокойный вдох носом и такой же спокойный выдох ртом.
Полезные игры для малышей
«Надуваем пузыри»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – прерывистое произнесение согласного «Ф» и длительное произнесение на одном выдохе звука «С».
Ход игры: предложить малышам надувать разноцветные шары. Взяться за руки, встать близко-близко друг к другу. Затем коротко, прерывисто произнося звук «Ф», расходиться в стороны, пока руки не натянутся до предела. После этого шарик «лопается» с длительным звуком «С». Дети приседают на пол.
«Листопад»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе звука «Ш», «С», «Ф». Закрепление основных цветов.
Ход игры: предложить представить детям, что мы все деревья. Подул ветер. Деревья закачались на ветру и засвистели. Ребята покачиваются в разные стороны со звуком «С». После этого ветер срывает листья, и они кружатся на ветру (малыши кружатся) со звуком «Ф». Листики упали на землю и весело шуршат под ногами «Ш-Ш-Ш».
«Успокой Лялю»
Цель: развитие правильного речевого дыхания, длительное произнесение на одном выдохе гласного А.
Ход игры: кукла Ляля сильно плачет, надо ее успокоить. Малыш берет на руки куклу и нараспев баюкает: «А-А-А! А-А-А!»
В процессе игр и упражнений важно, чтобы дети не захватывали воздух ртом, не захлебывались. Делали спокойный вдох носом и такой же спокойный выдох ртом.
С малолетства, приучая ребенка к активному образу жизни, можно избежать трудностей с дыханием. Для этого надо немного: соблюдать режим дня, следить за здоровьем и питанием, гигиеной носоглотки, быть в хорошем настроении и больше разговаривать с ребенком. Копируя речь родителей, малыш будет неосознанно перенимать и правильное дыхание, что, в конечном итоге, поможет ему стать успешным в жизни.
Дыхательная система человека помимо своей основной функции – обеспечение газообмена в легких принимает непосредственное участие в создании звуков речи. Звуковая речь образуется при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию.
Основными способами создания акустических эффектов является или прерывание воздушной струи ритмически смыкающимися и размыкающимися голосовыми связками, ведущее к возникновению тональных звуков, или же возбуждение шумовых звуков при протекании воздуха с достаточно большой скоростью через сужения, образуемые в том или ином месте по ходу верхних дыхательных путей. Благодаря действиям дыхательной системы обеспечиваются необходимые давления и потоки воздуха в речеобразующем тракте.
Как дыхательная система, так и подвижные элементы верхних дыхательных путей, принимающие участие в речеобразовании – артикуляторы, приводятся в действие многими мышцами, которые являются исполнительными органами.
Необходимость одновременного обеспечения функций легочного газообмена и создания определенных акустических эффектов и определяет своеобразие картины речевого дыхания. Равномерные циклы нормального дыхания характерным образом преображаются при речи. Перед началом произнесения фразы возникает более глубокий вдох. Фраза произносится на выдохе. Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия (назальные звуки).
На работу дыхательного центра при речи оказывают влияние расположенные на высоких уровнях ЦНС нервные механизмы, производящие синтез и организующие реализацию речевой программы.
РЕЧЬ – форма общения между людьми, является основой сигнальной системы у человека.
Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью аппаратов дыхания, жевания и глотания, обеспечивающих процессы голосообразования и артикуляции.
Выделяют два основных вида речи: импрессивную (понимание речи) и экспрессивную (устная активная речь).
У человека имеется специализированный голосовой аппарат – гортань и голосовые связки. Органы, участвующие в речеобразовании, делятся на две группы:
1) органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей)
2) органы, непосредственно участвующие в звукообразовании.
Среди последних различают активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. К активным относится гортань, глотка, мягкое небо, язык, губы, к пассивным – зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи.
Все эти образования можно представить как три взаимосвязанных отдела речеобразовательного аппарата: генераторный, резонаторный и энергетический. Различают два генератора – тоновый (гортань) и шумовой (за счет создания щелей в полости рта); два модулирующих резонатора – рот и глотка и один немодулирующий – носоглотка с придаточными полостями; два энергодатчика – дыхательные мышцы и гладкие мышцы трахеобронхионального дерева.
Акустические сигналы речи обладают двумя независимыми переменными параметрами: информация о высоте звука и его фонемном составе (характеристика гласного звука в слоге). Оба эти параметра обеспечиваются двумя различными механизмами. Первый контролирует высоту звука и называется фонацией, он локализован в гортани, его физической основой является колебание связок. Второй – артикуляция, он работает в так называемом голосовом тракте. Физической основой механизма артикуляции является резонанс полых пространств. Подтверждением наличия двух механизмов является шепотная речь. При шепоте нет звукового тона (голоса), фонация отсутствует и речь обеспечивается только лишь механизмом артикуляции.
Немаловажное значение в звукообразовании имеют сосудистые реакции в слизистых оболочках дыхательных путей и голосового тракта. От состояния кровенаполнения данных отделов зависит резонаторная функция. Увеличение кровенаполнения приводит к изменению окраски (тембра) звука.
Секреция желез слизистой оболочки дыхательных путей и голосового тракта так же оказывает влияние на речепроизводство. Ее усиление сказывается и на резонаторных свойствах голосового тракта.
Обильная секреция в носоглотке создает затруднение для произношение носовых звуков, придает им оттенок гнусавости. Гиперсоливация влияет на формирование всех звуков, в которых участвует полость рта, зубы, язык и губы. Эта сфера уже стоматологического аспекта речеобразования, на что врач – стоматолог должен обращать внимание.
Одним из важных исполнительных отделов речеобразовани является голосовой тракт, где за счет артикуляции формируются фонемная и шепотная составляющие речи. Деятельность этого отдела большей своей части является областью компетентности врача стоматолога. Нарушение целостности зубных рядов, особенно резцовой группы, приводит к изменения и затруднению в формировании зубных звуков (Т, Д, С, Ц), при этом могут наблюдаться шепелявость, присвист и т.д.
Патологические образования на спинке языка приводят к затруднению производства фрикативных звуков (З, Ч, Ж, Ш, Щ). Нарушение в области губ осложняют произношение взрывных (Б, П) и фрикативных звуков (В, Ф) и др.
На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это проявляется при открытом, перекрестных прикусах, прогнатии и прогении.
Существует несколько видов нарушения речеобразования:
Палатолалия – нарушение фонации, связанное с расщелиной твердого неба.
Глоссолалия – артикуляционные расстройства при аномалиях строения и функций языка.
Дислалии – нарушение артикуляции при неправильном строении зубов и их расположении в альвеолярных дугах, особенно передней группы (резцы, клыки).
Хирург – стоматолог при операциях на органах полости рта должен заранее прогнозировать возможность нарушения речеобразовательной функции. Особенно важно знание механизмов артикуляции для стоматолога-ортопеда. Производство съемных протезов, особенно при обширных адентиях или полном отсутствии зубов, приводит к изменению артикуляции в полости рта, что, естественно, сказывается и на резонирующей функции голосового аппарата и, следовательно, на словообразовании. Часто у больных со съемными протезами проявляются те или иные признаки дислалий, которые выражаются в затруднении звукообразования фонем, дополнительного пришептывания, шепелявости, присвистывания и т. д. Все это необходимо учитывать при конструировании и создании зубных протезов, особенно людям, в своем трудовом процессе использующим речь (артисты, певцы, лекторы, дикторы, педагоги).
Врач-стоматолог должен восстанавливать или предупреждать не только нарушение функции пищеварения в области рта, но и функции речеобразования в стоматогенном аспекте, диагностируя причины дислалий, прогнозируя их появление при терапевтических, хирургических и ортопедических вмешательствах.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: